От винта!

Обычно наши дети донимают нас двумя классами просьб. Один класс начинается словами «папа, купи мне…», а другой «папа, сделай мне…» Мне сдаётся, что лучше, если наши малыши просят нас что-нибудь сделать для них, а не купить. Если вас просят сделать, значит, верят в ваши возможности. А это, знаете ли, как-то греет.

Как следует поступать, если малыш просит сделать машинку или кораблик, было рассказано в предыдущих номерах «Отчества». На этот раз мы рассмотрим что делать, если чадо требует: «папа, сделай мне самолёт!»

О! Самолёт! Это ведь и настоящий авиалайнер, или, скажем, истребитель построить не так-то просто, а что и говорить о самолёте игрушечном! Это аппарат, который должен обладать рядом совершенно несовместимых качеств! Он должен быть прочным, поэтому его лучше всего изготавливать из чугуна. Но он должен быть лёгким, так что надо бы делать его из папиросной бумаги. Он должен быть дешёвым (потому что, даже если он будет выполнен из чугуна, рано или поздно он будет сломан), поэтому на него не следует ставить дорогостоящий мотор, но у него должен крутиться пропеллер (самолёты, у которых не крутится пропеллер, у детей не котируются), значит, нужно как-то делать мотор и питание к нему. Но главное коварство в том, что вот этот, в принципе невозможный аппарат, должен ещё и летать, а иначе никто и не назовёт его самолётом!

Выклейка фюзеляжа

Существует давно разработанная школа авиамоделирования, освоив которую, можно рискнуть изготовить самолётик для ребёнка. Над разработкой авиамоделей работали взаправду гениальные люди. Им удалось совместить по крайней мере некоторые из несовместимых свойств самолетиков для детей. Одна беда: где сегодня кружки всяческих, в том числе и авиа моделирований? Где магазины для моделистов? Сколько сейчас стоит хоть та же бальза, или, к примеру, папиросная бумага? Словом, тупик.

Но и из тупиков есть выходы. Мы не пойдём искать магазин для авиамоделистов, мы пойдём в канцтоварный отдел и испробуем в качестве авиационного материала деревянные ученические линейки. А что? Они не намного тяжелее бальзы, зато гораздо прочнее и много дешевле. Купим 6 линеек по 50 см. А потом завернём в хозмаг и закупим циакриновый моментальный клей. Нам достанет одного, максимум двух тюбиков. Где-нибудь между хозмагом и канцтоварами наверняка затесался магазинчик или отдельчик для рыболовов. Там мы прикупим катушку капронового шнура. И вот из этого всего мы будем делать САМОЛЁТ.

Фюзеляж в сборе

Начнём с теории полёта. Какие тела обладают способностью к полёту? Практика показывает, что любые. Например, чугунные болванки. Если куску чёрного металла придать некоторую скорость, он полетит. Не очень красиво и не особенно далеко, но, описывая баллистическую кривую, он, всё же, будет находиться в воздухе, а, следовательно, лететь. Как заставить хоть железяку, хоть каменюку лететь дольше и дальше? Очень просто. Надо привязать к ней верёвочку, и как только она задумает снижаться, дёргать её немножко вверх. На практике это выглядит таким образом. Если камень на верёвочке вертеть вокруг себя, он не будет падать, а значит, он будет лететь. Если к этому камню приделать крылышки, он станет похож на самолёт.

Вот и наша игрушка действует по этому самому принципу. Мы с коллегой (тут я сам не справлялся) потратили два дня для того, чтобы вы смогли управиться за один вечер. Первая модель (на неё ушёл первый день) попросту не удалась. Но её испытания позволили понять ошибки и соорудить модель номер два, которая вела себя вполне прилично.

Метеоусловия в норме!

Я умышленно не привожу точных чертежей, потому что они не нужны. Важен принцип, а его я объясню. Итак, мы уже поняли, что даже камень на ниточке будет летать вокруг нас, пока мы его раскручиваем. Значит, для начала делаем достаточно массивный фюзеляж. Мы сделали его коробчатым и в передний отсек положили севшую батарейку типа R-14. Для массы. Можно и не батарейку, а что угодно сопоставимое по весу. Там в фюзеляже есть переборочка, которая не даёт батарейке скользить взад-вперёд, кроме того, батарейка приклеена тем же циакрином, которым склеена и вся конструкция.

Центроплан

Следующим номером было хвостовое оперение. Оно может иметь любую конструкцию, надо только, чтобы присутствовало как горизонтальное, так и вертикальное хвостовое оперение. Затем был изготовлен пропеллер. Это несложно. Он может быть вырезан из листа пластмассы, из жести, или же выточен из дерева, если вам охота возиться. Если этому пропеллеру обеспечить возможность свободно вращаться на оси, он будет вращаться от набегающего потока воздуха. Это явление мы назовём по научному – авторотацией. Ага, да, вот такая штука: батарейка есть, пропеллер есть, а моторчика между ними нет. Но зачем нам моторчик, если пропеллер и так крутится?

Теперь у полученного фюзеляжа нужно найти центр масс. Я не буду вас учить делать это, вы это и без меня умеете. Строго к центру масс мы крепим то, что у взрослых самолётов называется центропланом. Мой товарищ поднял крылья над фюзеляжем, следуя интуитивной догадке, и оказался прав. Центр масс оказался не только на линии главных плоскостей, но и ниже их, что обеспечило стабильность полёта.

Хвостовое оперение

Ваша конструкция может сильно отличаться от нашей, можно сделать не биплан, а моноплан, а можно вовсе наоборот, триплан! Ограничений для фантазии нет. Нужно только задать крыльям небольшой угол атаки для обеспечения минимальной подъёмной силы. Можно с помощью наждачки придать плоскостям некое подобие аэродинамического профиля, это несколько повысит лётные качества изделия.

Ну что, готово? Идем испытывать?

Шнур вяжем петлёй просто к центроплану. Если вы правильно определили центр масс, то, когда вы, или ваш ребёнок начнёте раскручивать самолёт на ниточке вокруг себя, он уверенно станет на крыло, самостоятельно отгоризонтируется, пропеллер завертится и немного зажужжит, и радость полёта начнётся.

Винтомоторная группа

Я уже говорил, что существует множество невероятно интересных и познавательных авиамоделей, но вся беда в том, что для их изготовления нужны недешёвые материалы, точное соблюдение чертежей и незаурядное искусство прецезионного изготовления непростых деталей, сборки, центровки, отладки и прочего. Мы с приятелем предлагаем вам сделать для своего ребёнка самолёт, который летает, у которого крутится пропеллер, который обойдётся вам в сущие копейки, на котором вы сможете проявить свою фантазию в конструктивных решениях, и изготовление которого займёт у вас совсем немного времени и сил.

И, поверьте мне, детям вот такая простейшая игрушка очень и очень нравится. Мы сначала ходили на испытания чисто мужским конструкторско-испытательным коллективом. А на следующий день сын с утра и до вечера уговаривал нашу захлопотанную по дому маму выйти с ним на пустырь с самолётом. Так ему хотелось показать, что такое радость полёта и маме!

И вообще. Если хочется летать, надо летать!

(В соавторстве с Александром Анашкевичем)

Полёт нормальный!