Корабль-Призрак

Поначалу была идея изготовить кораблик с резиномоторчиком, такой, как был нарисован в старинной книжке 1939 года издания. Но что-то не задалось. Я сделал великолепные гребные колеса. Я добился легчайшего их вращения в подшипниках (техническое образование!) Резиномотор давал продолжительное и мощное вращение колес. Но все же мое техническое образование не было судостроительным. Корпус у меня получился (горжусь собой!) очень красивый и очень похожий на корпус настоящего парохода. Но его плавучести не хватало, чтобы нести все механизмы. А об остойчивости я и не говорю. Переворачивался он сразу.

Конечно, в магазине продавались модели катеров, в том числе и радиоуправляемые. Были и недорогие варианты. Но очень важно, чтобы ребенок видел, что все, в том числе и игрушку можно сделать самому. Тогда, подрастая, он не будет клянчить деньги, если ему что-то понадобится, а попросит инструменты и попытается сам что-то смастерить.

Однако в деревню к адмиралу мы поехали не имея на руках никакого приличного корабля. Но матрос требовал, чтоб корабль был непременно, тем более что резиденция адмирала располагалась вблизи океанических размеров пруда. Поэтому я, проходя мимо ближайшей свалки, и приметив кусок плотного пенопласта, не постеснялся прихватить его с собой.

Пенопласт! Вот что нужно для достижения почти абсолютной плавучести! Корабельный корпус любой формы легко режется из пенопласта смоченным водой острым ножом. От колес, винтов и прочих достижений цивилизации я отказался, отдав предпочтение древнейшему движителю – парусу. Промаявшись должное время с реечками для мачт и рей, я отказался и от них. А изобрел я парус-мачту, который может быть изготовлен за две минуты. Полуторалитровая пластиковая бутылка разрезается так, как показано на рисунке, а ее горлышко с некоторым усилием просто вкручивается в податливый пенопласт. Корабль получается непотопляемый, но плавающий только на боку. Высокий парус-мачта опрокидывают его при спуске на воду. Такому кораблю нужен киль. Киль я изготовил за три минуты из куска кровельной жести с помощью ножниц по металлу. Теперь мой корабль имел великолепную остойчивость и плавучесть, граничащую с непотопляемостью. Однако запуск на воду разочаровал весь славный экипаж. Поймав ветер, наш парусник совершал быстрейший рывок, но через несколько секунд неровности киля и корпуса поворачивали его бортом к ветру. Корабль кренился и долго дрейфовал почти положив парус на волну. Все это было скучновато.

Ночь я не спал. Не получайте, люди, технического образования! Однажды перед вами встанет техническая задача и не даст вам спать. Ну подумайте! Неужели нельзя построить парусник, который сам бы поворачивался по ветру?

parusnik02_main

Примерная схема парусника (Рис. А. Анашкевича)

Вначале мне представлялся поворотный парус с тягами, получающими управляющий импульс от флюгера… техническое отчаянье и не до такого доведет… Но к утру, уже засыпая, представил я простую и надежную схему. Вот только бы испытать ее поскорее…

Заутра схема была испытана. Все осталось прежним. Весь корабль – три детали: пенопластовый корпус, парус-мачта из бутылки и жестяный киль. Но парус я вынес вперед, а киль, сложив вдвое, чтобы оставить прежнюю массу, сместил к корме. Схема хорошо видна на рисунке. При моих размерах корпуса киль получился 16 на 9 см.

Нет, зря я в свое время не стал учиться на судостроителя! Глядишь, внес бы вклад в эту непростую науку! Парусник №2, а попросту Корабль-Призрак проявил уникальные свойства. С плавучестью и остойчивостью ясно. Это мелочи. Это мы теперь умеем.

Иногда казалось, что на этом куске пенопласта действительно есть невидимый экипаж! Ветер никогда не дует строго в одну сторону. Его вектор постоянно колеблется вокруг главного направления. Призрак отслеживал малейшее дуновение. Он тут же поворачивал и шел строго по ветру! Так, лавируя, при почти полном штиле, ловя легчайшие подвижки воздуха, наш кораблик за 10 минут преодолел океан от берега до берега, а это было добрых 50 метров!

Итак, главное-то вот что. Рано или поздно вы с вашим малышом окажетесь возле пруда, озера или океана. Главным требованием (при невозможности купаться, а также после того, как купание надоест) будет следующее: «папа, сделай кораблик!»

При слове «корабль» сразу возникает масса неприятных ассоциаций, таких как «шпангоут», «стрингер», а то и «фок-брасс-стеньга». Да, эти сложные термины за 15 минут не построишь в дереве или железе. Но вы не побрезгуйте моей скромной схемой. Пенопласт, бутылка, жесть. Если бутылка плохо сидит в пенопласте, закрепите ее монтажной пеной или жидкими гвоздями. Парусник на штиле должен давать дифферент на корму (во какой морской термин!) проще говоря, задирать нос, это нормально. Ветер выровняет осадку. Если будут дуть большие ветры, парусность можно уменьшить с помощью ножниц.

Главное – не бояться экспериментировать!

Но самое-самое главное вот что. Наблюдая за полетом птиц, движением вод, полыханием пламени ребенок познает мир. Движение куска пенопласта с парусом из пластмассовой бутылки тоже сюда относится. Да вот еще на этом примере можно объяснить действие плеча сил, атмосферные явления, вызывающие, собственно, ветер, сделать экскурс в историю мореплавания… Интерес ребенка ко всем этим вопросам я гарантирую вам даже в том случае, если Корабль-Призрак у вас не очень получится.

Впрочем, со второго раза он у вас получится обязательно.

parusnik03_main