Сочинение сказок при помощи волшебных кубиков

Нередко папы, мамы, а также бабушки и дедушки сталкиваются с проблемой сочинения сказок для детей или внучат. Обычно это происходит в двух случаях. Первый: ребёнок любит засыпать под сказки, но плохо засыпает при свете, без света читать невозможно и выход один: сочинять. Второй: исчерпан запас книжных сказок. Здесь причин может быть множество, начиная с ограниченного числа детских книг под рукой, кончая высокой избирательностью и тонким вкусом маленького слушателя. Надо сказать, что немногие могут похвастаться тем, что легко справились с задачей сочинения сказок. Да что говорить, даже люди наделённые фантазией испытывают затруднения, когда возникает необходимость сочинять сказку ежевечерне.
В своё время мне удалось приобрести значительный опыт в ежевечернем сочинении сказок, что позволило мне в известной степени приоткрыть тайны самого феномена сказки. Эти навыки и знания позволили мне изобрести волшебные кубики, которые помогут почти любому папе и почти любой маме каждый вечер сочинять по сказке, а то и по две-три. Нужны только минимальная фантазия и элементарная ориентация в сказочном пространстве.
Сочинение сказок, как и любое дело, подчиняется древнему принципу «лиха беда начало». Причём трудно начать как сочинительство вообще, так и сочинение отдельно взятой сказки. Но если немного потрудиться и изготовить волшебные кубики, это препятствие будет преодолено.

Изготовление волшебных кубиков

Сначала мы изготовим кубики, а потом научимся ими пользоваться.
Кубики состоят из кубических баз и нанесённых на базы изображений. Базой могут служить едва не любые предметы кубической формы. Если есть возможность изготовить или заказать кубики из дерева, такой возможностью следует воспользоваться. Можно использовать старые игровые кубики. Если таковых в распоряжении не имеется, можно выклеить кубики из картона или ватмана. Размер кубиков в принципе может быть любым, главное, чтобы на грань можно было нанести отчётливо читаемое изображение. Поскольку журнал для пап, развёртку кубика можно было бы и не давать, но, поскольку не исключено, что меня читают и мамы, вот развёртка:

00001

Развёртка кубика

 

Я сделал кубики с ребром в 7 см., потому что экспериментально определил, что при печати невысокого качества, которая мне была в тот момент доступна, изображение 7х7 см. будет достаточно отчётливым.
Теперь нанесём на базы изображения. Техника нанесения изображения опять же может быть любой. Если вы хоть немного умеете рисовать, нарисуйте всё сами, у вас получатся эксклюзивные волшебные кубики. Я рисовать не умею, поэтому более-менее подходящие изображения нашёл в Интернете. Конечно, хорошо сделать волшебные кубики цветными, яркими, или, наоборот, выполнить их в приглушённых сказочно-вечерних тонах, но, как видите, для сочинения сказок годятся и чёрно-белые волшебные кубики.
Базовый комплект состоит из шести кубиков. Сейчас мы будем собирать сказку из кубиков, одновременно знакомясь с каждым из шести волшебных кубиков.
Итак, мы выяснили, что главная трудность в сочинении сказки – начать. Обычно в голове начинают вертеться несистематизированные обрывки сказок, историй, притч, басен и исторических анекдотов. То есть, если вот эти обрывки как-то систематизировать, можно получить некий костяк сказочного повествования. Нужно определиться с героями, с местом и временем действия. И тут на помощь приходят волшебные кубики!

Собираем сказку

Бросаем кубик героя и узнаём кто будет главным героем сказки.

001

1. Иван-царевич. Персонаж обкатанный, обычно занят тем, что ищет невесту, или освобождает её. Сказочный герой-любовник. Красив, благороден, смел, хотя иногда впадает в растерянность. Князь Гвидон по сути типичный Иван-царевич.
2. Иван-дурак. Ленив и простодушен, обычно занят тем, что всячески увиливает от любой работы. Но демиург сказки всегда навешивает на Ивана множество труднорешаемых задач. Типичный Иван-дурак выведен в «Коньке-Горбунке», у Ершова можно сказать видим квинтэссенцию Ивана-дурака. К иванам-дуракам относятся также Емеля и Балда.
3. Солдат. Главная черта – солдатская смекалка. Также характерны смелость, обострённое чувство справедливости. Типичный образ в «Огниве» и во множестве русских народных сказок от «Каши из топора» до «Солдата и чёрта».
4. Царевна. Её могут звать Марьей-царевной, Василисой прекрасной или премудрой, да хоть Милитрисой Кирбитьевной. Собой хороша, умна, находчива, немного волшебница. Имеет также черты Царевны-лягушки и Царевны-лебеди.
5. Алёнушка. Женский аналог Ивана-дурака, только что не ленива. Но на неё тоже как из рога изобилия сыплются проблемы, создаваемые злокозненными недоброжелателями, чаще всего злой мачехой. Основные черты – доброта, наивность. По методу Золушки к концу сказки может превращаться в царевну.
6. Сиротка. Никогда не любил андерсеновскую «Девочку со спичками», рождественские истории должны, обязаны кончаться хорошо. Хотя бы как у Джанни Родари в «Путешествии Голубой Стрелы».

 

Бросив кубик времени, мы узнаем в какую историческую эпоху будет разворачиваться действие нашей сказки.

Кубик времени

1. Античность. Главные атрибуты – бронзовые мечи, амфоры, жрецы, спартанцы, плохое знание географии (Одиссей). Здесь мы можем смело использовать всё богатое наследие как Гомера, так и Николая Альбертовича Куна.
2. Средние века. Рыцари и прекрасные дамы, турниры. Если действие происходит на Руси, то князья, дружинники, Боян вещий, волхвы, болван Тмутараканский.
3. XVII-XVIII века. Мушкетёры, пираты, вся атрибутика классики приключенческого романа. В России – стрельцы, гардемарины, допетровская, петровская и екатерининская эпохи.
4. XIX – начало XX века. Паровозы, дирижабли, первые автомобили, первые аэропланы, граммофон, телефон «с барышней», газовые светильники.
5. Наше время. Может охватывать период с середины прошлого века.
6. Будущее. «Марсианские хроники», «Космическая одиссея», покорение Луны и Марса. Всё, что угодно, максимальный простор для фантазии.

 

Чтобы узнать место действия сказки, бросаем кубик места.

Кубик места

1. Европа. Множество мелких городишек с узкими улочками и такое же множество мелких королевств. «Бременские музыканты», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах».
2. Азия. Султаны и дервиши, джинны и дэвы, падишахи и визири.
3. Замок. Может быть рыцарским, может и людоедским. Место более локально, что может придать некоторую детективность истории.
4. Деревня. Я подразумевал русскую деревню, которую, говоря по правде знаю плохо. Для создания атмосферы сказки ориентируюсь на Шергина и Писахова.
5. Москва. Или вообще Стольный град. В средние века это может быть и Владимир. Царский выезд, палаты, Кремль, колокольный звон.
6. Ваш город. В моём случае – Иваново.

Вот у нас уже есть начало сказки. «Там-то и там-то, тогда-то и тогда-то жил такой-то и такой-то». Мы уже представляем себе нашего героя, его характер, его функцию в сказке. Нам известно что его окружает, сама атмосфера, в которой будет происходить действие. По большому счёту это уже если не наполовину, то на треть готовая сказка. Но мы продолжаем бросать волшебные кубики чтобы не ломать голову над продолжением. Нашему герою будет нужен помощник, для его определения бросаем кубик помощника.

Кубик помощника

1. Добрый волшебник. Может быть похожим на Хоттабыча, а может и на Гендальфа. Важно, чтобы он не решал все проблемы героя одним взмахом магического жезла, или выдёргиванием волоска из бороды.
2. Сивка-Бурка. При необходимости может быть заменён Коньком-Горбунком.
3. Серый волк. Свойства: быстрое передвижение, оборотень, превращается в кого угодно.
4. Добрый царь. Или князь. В сказках это скорее будет наш, русский царь-батюшка.
5. Печка. В качестве помощника героя появляется в сказках «Гуси-лебеди» и «По щучьему велению». Отсюда и её волшебно-помощничьи свойства.
6. Змея Скарапея. Царь-змея, может наделять героя способностями понимать разговор зверей, находить клады, сокрушать запоры.

 

Уже сама встреча героя с помощником представляет внутренний сюжет. Обычно герой чем-то помогает помощнику – освобождает из неволи или из ловушки, снимает бремя, или просто не убивает ради детишек малых. Но в сказке должно быть волшебство и, чтобы узнать что волшебного будет в нашей сказке, мы бросаем кубик волшебства.

Кубик волшебства

1. Волшебное зеркальце. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Может также выполнять функции блюдечка с яблочком, в котором видно что с кем происходит.
2. Молодильные яблоки. Если того будет требовать сюжет, могут быть заменены живой водой. Как вода бывает живой и мёртвой, так и яблоки могут проявлять дуализм – с одной волшебной яблоньки яблоко молодит, с другой – генерирует рост рогов. Ну, мы все знаем какими бывают яблоки.
3. Меч-кладенец.
4. Шапка-невидимка.
5. Сапоги-скороходы. С пп. 3,4,5 всё ясно без пояснений.
6. Волшебный горшочек. Готовит неограниченное количество пищи. Может быть заменён скатертью-самобранкой.

 

Всем известно, что в сказках добро борется со злом и неизменно побеждает. Для того, чтобы узнать кто в нашей сказке будет воплощением зла, бросаем кубик злодея.

Кубик злодея

1. Глупый король. Глуп, жаден, честолюбив. Имеет привычку поручать главному герою невыполнимые миссии. Такие короли есть и у Андерсена («новое платье короля»), и у Пушкина («Сказка о золотом петушке»), и у Филатова («Про Федота-стрельца, удалого молодца»), и даже у Ливанова («Бременские музыканты»). С таким развитым персонажем иметь дело одно удовольствие для сочинителя.
2. Снежная королева. Персонаж не такой простой, пожалуй, философский. Главная черта – бесчувственность. Если расширить персонаж до просто злой королевы, работать будет проще, злая королева есть и в «Белоснежке», и в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».
3. Баба-яга. С первого взгляда может показаться, что персонаж прост, но это будет ошибкой. В последнее время усилиями третьесортных авторов Баба-яга превращена в этакую милую старую ворчунью, а ведь изначально в русских сказках она была воплощением смерти, а её безоконная избушка символизировала гроб… в моих сказках Баба-яга просто злая колдунья, её отличие от других злодеев в том, что зло она творит посредством колдовства.
4. Пират. На суше превращается в разбойника. Жаден и кровожаден. Целое сборище злобных пиратов превосходно выведено у Стивенсона в «Острове сокровищ», но наиболее интересен, конечно же, Сильвер – такой же жестокий и алчный как и остальные, но, в добавок, хитрый и циничный. У Стивенсона есть ещё одна коллекция пиратов в романе «Владетель Баллантрэ»,там главаря Роберт Льюис писал с исторического Эдварда Тича – Чёрной Бороды, образ очень яркий и легко адаптируемый к сказке.
5. Змей Горыныч. Его тоже в последние годы превратили чуть не в ручного зверька, а ведь изначально его встречают на Калиновом (раскалённом) мосту, переброшенном через реку Смородину (смердящую) – аналог Стикса. То есть, персонаж жутенький. Чтобы змей Горыныч вышел действительно отрицательным персонажем, можно вспомнить толкиенского дракона Смауга. Основная роль драконов и Горынычей в сказках – похищать и стеречь принцесс и сокровища.
6. Людоед. Заимствуется из «Кота в сапогах», «Мальчика с пальчик», «Храброго портняжки».

Мы с вами сделали базовый набор волшебных кубиков, который может дать 46656 комбинаций для сказочных сюжетов. Конечно, ваши кубики могут отличаться от предложенных мной, например, в числе героев могут быть богатыри и рыцари, русалки и феи, среди волшебных предметов может оказаться ковёр-самолёт или неразменный пятак.

 

Бросив кубики и определив, где и когда будет происходить действие сказки, кто будет героем и кто злодеем, кто и что будет помогать герою, вы получаете две трети сказки. Чтобы получилась целая сказка, достаточно следовать несложным правилам.

 

1. Приглушённый свет. Ну, об этом говорилось в самом начале, читать в полумраке невозможно, а для того, чтобы увидеть картинки на кубиках достаточно минимального освещения.
2. Спокойная интонация. Это важнейший фактор вечерней сказки. Если читать в лицах и эмоционально, ребёнок не заснёт. Поэтому тирады типа: «Опа! Тут на Ивана-дурака напали пираты! Тыщ! Тыщ! По нему из пистолетов, а он такой – хопа! Надевает сапоги-скороходы и вжик – через весь остров за сокровищами, схватил сокровища, а там в сундуке пулемёт, он вернулся и ты-ды-ды-ды-ды!!!» — такие тирады будут недопустимы.
Тут нужно спокойнее, например: «И напали на Ивана пираты, и была битва великая, и стали лихие люди одолевать Ивана. И надел он сапоги-скороходы, и бросился от них бежать…» Ну, и так далее в таком же тоне.
3. Ритуальность. Ребёнок должен знать, что по завершении вечерних процедур будет вот этот приглушённый свет, волшебство и сказка, он должен ждать сказку, ждать волшебство.
4. Повторы и формулы-присказки, плавность повествования. Если предвидится развёрнутый сюжет, зачин может быть самым кратким: «тогда-то и тогда-то там-то и там-то жил-был такой-то и такой-то». Но поначалу, пока вы ещё не поднаторели в конструировании завёрнутых сюжетов, даже зачин следует использовать по максимуму. Например: «Триста лет назад, когда дамы носили пышные платья, а господа тяжёлые напудренные парики, правил Россией государь-император Пётр I. И вот решил государь император строить флот, да не простой, а самый могущественный в мире, чтобы флот этот господствовал во всех морях…»
Такой зачин не только удлиняет сказку, делает её полновеснее, но и вводит слушателя в нужную атмосферу. Вводит он в нужную атмосферу и рассказчика, а, войдя в атмосферу ещё не сочинённой сказки, рассказчик и сам не заметит как сказка сложится.
Повторы и формулы-присказки дают возможность посреди повествования передохнуть и прикинуть дальнейшее развитие сюжета. Не стоит быстро переносить героя из какого-нибудь пункта А в какой-нибудь пункт Б. Нет. «И шёл он тридцать дней и тридцать ночей и ещё три дня и три ночи. И шёл он через горы высокие, через поля широкие, да через леса непролазные. И вышел он к синему морю. Нет у моря края, пенится бурное море, нет на море ни кораблика, ни лодочки, а за морем тем и лежит царство тридевятое, в том царстве тридевятом тридесятая волость, в тридесятой волости – пункт Б».
Базовый комплект волшебных кубиков можно расширить, например, ввести кубик транспорта – на чём герой будет передвигаться или путешествовать. Может быть и кубик события, которое должно будет произойти в сказке – свадьба, война, пир на весь мир, наводнение и т. д. Можно расширить количество главных героев до двенадцати – шесть мужских персонажей и шесть женских, по кубику на каждую шестёрку, а выбирать какой кубик бросать можно с помощью монеты. Можно добавить кубик волшебного свойства, присущего герою: он может уметь летать, проходить сквозь стены, слышать на большом расстоянии или что-нибудь ещё. И опять же выбирать между кубиком предмета и свойства можно с помощью монеты. Можно сделать специальные монеты из картона с наклеенными картинками, которые бросают перед тем как выбрать из пары кубиков.

 

А теперь попробуем потренироваться. Я бросил кубики и получил следующую комбинацию:

009

Герой – солдат.
Время – античность.
Место действия – деревня.
Помощник – Сивка-Бурка.
Волшебный предмет – меч-кладенец.
Злодей – Снежная королева.
Быстренько соображаем. В античные времена воинов хватало, не проблема. Меч-кладенец – что ж, очень удачно, как и Сивка-Бурка. С деревней чуть сложнее, мало мы знаем об античном сельском хозяйстве, но что-то придумаем. Но Снежная королева! Античность происходила преимущественно в южных широтах, где и зимы-то не бывает. Но Рим воевал с варварами, варвары с севера, так что… Можно начинать.

Сказка про легионера, варваров и Снежную королеву

Давным-давно, не двадцать, и не двести, а две тысячи лет назад в Римской империи жил-был один солдат по имени Квинт. Легионер. В те давние времена войско римского императора состояло из легионов. Легионы состояли из когорт, когорты – из центурий. В этих легионах-когортах-центуриях была строжайшая дисциплина. Воины проходили тщательную подготовку. Благодаря слаженности действий и отваге легионеров римский император побеждал всех соседей и расширял свою империю. Трудна была служба в императорском легионе, зато, когда солдат выходил в отставку, император жаловал ему столько земли, чтобы мог солдат жить безбедно.
Вот отслужил этот Квинто двадцать лет и ещё пять лет и дал император ему бессрочный отпуск, земельный надел на окраине империи и старого коня. На окраине – потому что Квинто был простым рядовым легионером, ближе к вечному городу Риму землю получали легаты да центурионы – командиры да начальники, а простых солдат-легионеров император отправлял подальше. Вот поселился Квинто в деревне Поркушино на своей земле и стал выращивать капусту. Для себя и на продажу. Но год выдался неурожайный, и капусты уродилось мало. Не то чтобы на продажу, самому-то Квинту до весны было не протянуть. И решил Квинто заколоть старого конягу, которого пожаловал ему император. Взял он нож, да и пошёл на конюшню. И только стал стреноживать коня, как сказал ему конь человеческим голосом: «Не коли меня, Квинтушко, я тебе пригожусь. Не простой я конь, а волшебный, зовут меня Сивка-Бурка вещая Каурка. Ты меня не режь, не коли, а лелей да холи. Два раза в день чеши хвост да гриву, три раза отборным овсом корми. Через год я снова в свою волшебную силу войду».
Трудно было Квинту весь год ходить за Сивкой-Буркой, самому есть было нечего, но два раза в день расчёсывал он хвост и гриву коня, три раза – отборным овсом кормил. Совсем Квинто за этот год исхудал, осунулся. Еле-еле на ногах стоит. А всё за конём ходит, холит его и лелеет. Но прошёл ровно год, день в день. И сказал Квинту Сивка-Бурка: «Выведи теперь меня в чисто поле, надо мне ноги мои резвые размять, в силу свою войти». Вывел Квинто Сивку-Бурку в чисто поле, конь взвился – и след простыл! Будто и не бывало! Закручинился Квинто, ведь целый год недоедал-недосыпал, холил-лелеял волшебного коня, а всё зря! Ну, да слезами горю не поможешь, вернулся Квинто домой, снова принялся капусту выращивать. Так прошёл год, за ним другой, за другим третий. Наладил наш Квинтушко горемычный кое-как своё хозяйство, баньку срубил, свинок стал разводить. Только-только жизнь пошла, как откуда ни возьмись стали варвары пошаливать, на мирные римские сёла наскакивать, жечь-грабить, красных девок латинских в полон уводить. Послали гонца к цезарю-батюшке, чтобы войско прислал поганых побить, да только о ту пору цезарь-батюшка со всем войском за морем Карфаген воевал, так гонец ни с чем и воротился.
Делать нечего, стали уездные патриции думать, чем делу помочь. И порешили, что пусть каждая деревня обороняется сама. Есть в деревнях отставные солдаты, пусть они начистят свои заржавелые мечи и защитят деревни. Сами патриции уехали в Рим решать важные дела, а колхозники остались сами по себе. В Поркушино кроме Квинта не было других военных пенсионеров, значит, ему одному и готовиться к войне. Начистил он меч-гладиус, подровнял копьё-пилум, надел шлем-кулус, доспехи лорика сегментата, взял в руки щит-скутум и вышел в чисто поле отражать нападение поганых.
То не тучи солнце заслонили, то поганые полчища на чисто поле, на Агрумаволетово надвинулись. К смерти лютой Квинтушко приготовился. Да тут откуда ни возьмись – Сивка-Бурка! Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя, из ушей – дым столбом! Говорит Квинту: «Влезь, Квинтушко, мне в правое ухо, вылезь в левое!» Влез Квинто коню в правое ухо, вылез в левое и стал не старик, а молодец, латы блестят, в руках – меч-кладенец. Сел Квинто на коня и поскакал на врага. Вихрем налетел Квинто на поганых, направо мечом махнёт – полк поляжет, налево махнёт – войско упадёт. Всё войско поганое порубил.
Устал Квинто мечом-кладенцом махать, с коня слез, а тут на него новое войско! Втрое больше прежнего! И как бы ни был силён сам Квинто, как бы ни был силён Сивка-Бурка, как бы ни был силён меч-кладенец, а понял Квинто, что с этим войском ему не совладать. Но остановить варваров поганых всё же как-то надо. Выехал навстречу войску несметному Квинто и закричал молодецким голосом: «И чего ж вам неймётся? И что это вы все на нашу империю-матушку лезете?» Выехал ему навстречу варварский вождь и говорит: «Нам деваться некуда, пришла на наши земли Снежная королева, навела стужу нестерпимую, морозы лютые. Вот мы на юг и переселяемся». «Тогда стойте здесь и ждите меня» — сказал варварам Квинто, вскочил на горячего коня и поскакал на север в неизведанные края.
И скакал он тридцать дней и тридцать ночей, и ещё три дня и три ночи. И с каждым днём всё нестерпимей стужа, всё злее морозы. И на тридцать третий день увидел он дворец вышиной до облаков и весь из льда, в том дворце жила Снежная королева. Крепки стены замка, крепки ворота ледяные, не берёт их и меч-кладенец! Крикнул тогда Квинто во весь богатырский голос: «Выходи, колдунья, биться не на жизнь, а на смерть!» Вышла королева, дохнула холодом, инеем покрылся Квинто, от мороза треснул щит, рассыпался панцирь. Пошёл мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло. «Ну, Квинто, — закричал Сивка-Бурка, — беда: буран!»
И понял Квинто, что приходит его последний час и решил он перед смертью выкурить трубочку табака. Ударил огнивом, искра отлетела и попала на кучу хвороста. Загорелся хворост жарким пламенем, отступила стужа. Стал Квинто ещё в костёр хвороста подбрасывать, а костёр камнями обкладывать, чтобы жарче горело, чтоб ветер не задул, чтобы жар не уходил. Заскрипела зубами Снежная королева, лицо белое рукавом закрыла, завыла вьюгой-метелью, и исчезла во мраке.
Квинто у печки отогрелся, да и обратно к варварам поскакал. Тридцать дней скакал и тридцать ночей, и ещё три дня и три ночи. Прискакал, а варвары ждут. Соскочил Квинто с коня, поднял руку, чтобы все варвары видели его. Как притихли варвары, приказал он им камни таскать да дрова рубить. Натаскали варвары камней, нарубили дров. И сложил им Квинтушко печку. Печку добрую, жаркую, варкую. И сказал им Квинто: «Вот вам, варвары, оружие заговорённое, которым сможете вы, поганые, от Снежной королевы защищаться. Убирайтесь в свои варварские земли, кладите печи, рубите избы, а в империю Римскую – ни ногой до Великого переселения народов, а то вы мне сейчас тут альтернативную историю устроите, а я этого не люблю. Аттила ещё не родился, а вы уже притащились! Марш назад!»
И варвары ушли к себе на север, стали они печи жаркие класть, да избы бревенчатые рубить и не боялись они больше Снежной королевы. И не донимали они Римскую империю, пока не началось Великое переселение народов. А Квинто вернулся в свою деревню Поркушино и стал жить-поживать, капусту растить да добра наживать. Тут как раз император римский из заморского похода вернулся, узнал император о подвигах отставного легионера Квинто, сам со свитой к герою пожаловал. Стал на службу звать, обещал поставить легатом, сулил жалование в тысячу сестерциев и квартиру в Риме. Да год был урожайный, сказал императору Квинто: «Что мне Рим, что мне сестерции, вы посмотрите, какая у меня капуста!»
Так и не поехал в Рим.

 

Вот что кубики волшебные, сказочные творят! Теперь, я думаю, читателям понятно как действуют кубики. Напоследок для разминки даю две комбинации кубиков.

1.007
Герой – царевна.
Время – XIX век.
Место – Москва.
Злодей – Баба-яга.
Помощник – печка.
Волшебный предмет – горшочек.

 

 

 

2.008

Герой – Иванушка-дурачок.
Место – восточный город.
Время – будущее.
Помощник – добрый волшебник.
Волшебный предмет – шапка-невидимка.
Злодей – пират.

 

Добрых вам сказок!