Наследник из Калькутты

Что такое приключенческий роман?

Это книга, которую интересно читать.

Почему же так интересно читать приключенческие романы?

Да очень просто. В таких романах добрый герой борется со злым, и, разумеется, в итоге одерживает победу.

Чем же добрый герой отличается от злого?

Добрый благороден, честен, он не выстрелит в спину, не уклонится от боя, не уронит чести. Злой, напротив, низок, коварен, подл. Доброго героя любит прекрасная героиня, а злого не любит.

Когда и где может происходить действие приключенческого романа?

Увы, не сегодня. Автомобиль, поезд, океанский лайнер и даже самолёт – никуда не годятся, если мы хотим настоящих приключений. Парусник, только парусник, фрегат, бригантина, в крайнем случае, барк – вот на чём должны перемещаться герои. Здесь же они могут сражаться, устраивать бунты, поднимать то мирный, то пиратский флаг; только на парусном судне можно по-приключенчески обходить рифы и бороться со штормами.

Что ещё обязательно должно присутствовать в приключенческом романе?

Любовь, коварство, доблесть, предательство, поединки, кинжалы из-за угла, подслушивания, переодевания, необитаемый остров, разбойники (желательно морские), тюрьма, охота, ох, словом, всего не перечислить.

А какими качествами должен обладать сочинитель приключенческих романов?

Фантазией? Пожалуй, нет. Фантазия может сыграть с писателем очень скверную шутку. Фантазия отрывает писателя от жизни, и герои его делаются ненастоящими, приключения искусственными, книга – неинтересной. А вот творческое воображение, которое позволяет автору самому влезть в шкуру героя, творческая смелость, которая даёт возможность допущений, необходимых в приключенческом жанре, чтобы не скатиться в русло бытописания, и творческая честность, без которой хорошие книги вообще не делаются, потому что нечестный автор быстро ловится читателем на несоответствии действительности, — вот чем должен быть вооружён сочинитель приключенческих книг.

Именно такими качествами обладал в полной мере автор замечательной книги «Наследник из Калькутты» Роберт Александрович Штильмарк.

Рисунок А. Анашкевича

Книга эта замечательна сразу по множеству показателей. Ну, во-первых, это невероятно увлекательная книга. Во-вторых, это, по моим данным последний классический приключенческий роман в мировой литературе. И, наконец, книга написана в жутких условиях лагеря, заключённым, который после написания книги должен был быть убит…

И вот, в тайге, в Туруханском районе Красноярского края, при свете коптилки творческое воображение писателя вызывает эпоху колонизации, конец XVIII века. Живыми, полнокровными героями проходят перед нами бандит и авантюрист Джакомо Грелли, превратившийся в воротилу зарождающейся олигархии, Альфред Мюррей, незаконно лишённый наследства, немного наивный, но стойкий и честный, его невеста Эмили, которая решилась на тяжелейшие испытания ради спасения своего возлюлебнного. Вот старый пират Бернардито, суровый, но, как оказывается, благородный и умный. Аристократы, нищие, иезуиты, луддиты, банкиры, разбойники, адвокаты, рабы, индейцы, – всех их наполняет кровью и плотью творческое воображение романиста.

Сочинитель приключений должен смело вбрасывать в повествование непредвиденные обстоятельства, новых героев, переплетать сюжетные линии, спутывать и распутывать клубки интриг. В «Наследнике из Калькутты» творческая смелость автора граничит с каким-то, я бы сказал даже бесшабашным нахальством. Десятки героев самых разных национальностей Роберт Штильмарк сталкивает в интригах и противоборстве, в битвах и дружбе. Англичане, испанцы, итальянцы, греки, негры, индейцы тасуются им как колода карт. Арена действий романа огромна: Англия, Северная Америка, Южная и Западная Африка, отчасти Индия, необитаемый остров, два океана – Атлантический и Индийский, Средиземное море. Героев швыряет из одного конца света в другой. Столько сюжетных линий, так ловко переплетённых, что порой голова идёт кругом, пожалуй, не встретишь больше ни в одной книге.

Классик приключенческого романа Роберт Луис Стивенсон сам много путешествовал морем и, разумеется, в описании морских приключений был точен. Кабинетный писатель Жюль Верн, работая над своими книгами, широко пользовался самыми разнообразными источниками для того, чтобы быть достоверным в описаниях дальних стран. Вообще, долг писателя добиваться максимальной достоверности обстановки, нравов, всех мелочей, включая детали костюма и такелаж кораблей в тех странах и в ту эпоху, где живут и действуют его герои. Роберту Штильмарку было много труднее, чем Стивенсону и Верну. Он мог полагаться только на свою эрудицию и память. Для того, чтобы достоверно описать Англию, он по памяти вычерчивал карту страны. Может быть, где-то он и ошибся, но в условиях отсутствия всяческих источников, он проявил всю возможную писательскую честность.

Итак, мы берём в руки «Наследника из Калькутты» — возможно последний классический приключенческий роман в истории. Какой смысл в чтении его, да и всех приключенческих романов?

Огромный. Ребёнок, подросток, увлекаясь захватывающим повествованием, исподволь впитывает такие важные и сложные понятия как добро и зло, честь и низость, правда и ложь, и учится их различать, давать им оценки вслед за автором. Хорошие, добрые, честные приключенческие романы – колоссальный инструмент воспитания полноценной личности. «Наследник из Калькутты» — один из лучших.