Большая чешская сказка

Бывает такое, что порой то ли от нечего делать, то ли от ностальгии по безвозвратному, делает рука непроизвольное движение и снимает с полки потрёпанную детскую книжку, которую нам давным-давно читала мать, или мы читали её сами. И, пытаясь вернуться туда, куда возврата нет, мы перечитываем знакомые строки пожелтевших страниц… Говорят, что возвращаться туда, где было хорошо, не следует, может постичь разочарование. Вот так и с книгами детства. Случается, откроешь сказку или историю, которая тебе маленькому казалась невероятно увлекательной, и видишь: ничего такого в ней нет, всё плоско, даже скучно. Делается грустно и обидно, чувствуешь себя обманутым и даже обворованным. Но порой старая книжка не разочаровывает, оказывается вполне занятной, но, правда, только для соответствующего возраста. С высот зрелости уже нельзя, не получается воспринимать всерьёз ни героев, ни сюжет, ни дидактические назидания автора.capek_01_main
Но бывает и совсем-совсем по-другому. Открываешь книжку, которая была твоим другом в далёком детстве, и видишь, что дружба продолжается на равных, книжка как будто повзрослела вместе с тобой. Когда ты читал её в детстве, она была совершенно детской, а сейчас стала вполне взрослой. Таких книг не много, как немного авторов, которые пишут и для детей пока они маленькие, и для тех же детей, но когда они станут большими.
Первыми припоминаются, конечно, наши старые мастера сказок – Пушкин, Гоголь, Ершов. Из зарубежных в первую очередь – Ганс Кристиан Андерсен.
Но сейчас я хочу рассказать о том, как однажды вот так же непроизвольно я взял с полки и открыл одну из самых любимых мною в детстве книг. Это были сказки незаслуженно мало читаемого у нас чешского мастера Карела Чапека. Я затрепал её, часто перечитывая, ещё в детстве. Потом она заняла своё место на полке, потому что я «вырос» из сказок. И вот, будучи уже немолодым тёртым дядькой, я почему-то перечитал все сказки Чапека. И великий чешский писатель снова заговорил со мной на равных, без обычных для многих детских книг скидок на якобы недопонимание детьми взрослого мира. Ну, начать хоть бы с того, что действие сказок Чапека происходит в современной ему Чехии, то есть не так давно, лет 70 – 80 назад. И происходят в этих сказках подлинные чудеса: полицейский штрафует мурцианского короля за превышение скорости, дракон ставит рекорд на дальность полёта с пассажиром, доктора ночью вызывают вправить вывих русалке, споткнувшейся о capek_02_mainлунный луч («Большая докторская сказка»), многоголового змея побеждает не королевич на белом скакуне, а усиленный наряд полиции при содействии пожарной команды («Большая полицейская сказка»). В сказках Чапека присутствуют, как им и положено водяные, лешие, домовые, султаны и короли с принцессами, разбойники и, разумеется, волшебники, но они запросто общаются с почтальонами, полицейскими, служащими бюро находок, врачами, шофёрами и даже с налоговыми инспекторами!
В детстве все эти совмещения я принимал за чистую монету, и мне просто было интересно читать эти сказки. А позже мне открылись сокровищницы неподражаемого чапековского юмора. Волшебника, похитившего королевскую кошку, выслеживает и арестовывает сыщик, тонко спародированный с конан-дойлевского Холмса, а судит его судья доктор Корпус Юрис («Большая кошачья сказка»). Домовые-почтовики по ночам в почтовом отделении режутся в карты неотправленными письмами, причём старшинство «карт» определяется настроением письма, туз, который кроет все остальные карты – это, конечно, письмо, написанное с любовью («Почтальонская сказка»). Становится понятной грусть писателя об ухоcapek_03_mainдящих временах, когда технический прогресс не оставляет места сказочным существам. Что ни сказка, то волшебники, разбойники, домовые и лешие бросают своё ремесло и становятся обычными скучными обывателями. Так водяные становятся ВОДопроводчиками, подВОДниками и даже ВОДителями. Да, эти сказки нужно читать как минимум дважды – в детстве и потом, когда детство уйдёт.
Умение Чапека вплести сказочную нить в современные автору реалии жизни, делает его незаменимым помощником для всех, кто берётся сочинять сказки пусть не профессионально, а только для своих детей. В самом деле, почему бы не поселить бабу Ягу в трансформаторной будке (она как раз без окон, без дверей), не подружить волшебника с лётчиком, который будет доставлять его к месту волшебного действия не на ковре-самолёте, а на просто самолёте, не поселить сказочную царевну в башне… семнадцатиэтажной с грузовым лифтом?
Прочтите сказки Чапека своим детям, это порадует их и разовьёт их воображение. Прочтите их сами, результат будет тем же.